четверг, 20 октября 2016 г.

15:33 Posted by Unknown No comments
Штурм Мосула (что бы ни понималось под этим термином на самом деле) продолжается. Успехи коалиции пока более чем скромны, но в реальности, конечно, речь о самом штурме не шла и не идет - просто в силу сугубо внешних причин, связанных с выборами в США, пришлось в какой-то момент начать о нем говорить, чтобы дать еще пару очков действующе администрации, и только.

На самом деле коалиция продолжает выстраивать конфигурацию, которая и позволит начать штурм города уже на самом деле.

С сугубо военной точки зрения у ИГИЛ шансов отстоять город крайне мало. Только в первой линии противников находится порядка 60 тысяч человек и огромное количество техники. Другой вопрос, что классический арабский бардак создает проблемы для наступающих даже большие, чем действия ИГИЛ - но это местная особенность, которая является неизбежным фактором. Всего коалиция может бросить на штурм в общей  сложности более 200 тысяч человек. При этом ИГИЛ в самом городе имеет не более 10 тысяч, плюс раскрыты арменалы и идет вооружение местных племен. Всего племенное ополчение "за ИГИЛ" насчитывает порядка 3-4 тысяч человек. Соотношение сил очевидно, поэтому особых иллюзий нет.

Однако ИГИЛ решает в этой войне далеко не только военные задачи. В первую очередь для долгосрочной стратегии требуется создание политических условий. При хронической нехватке ресурсов ключевой вопрос выживания и продолжения борьбы - расширение ресурсной базы.

ИГИЛ в 2007-2009 году уже решал подобную задачу. Правда, тогда он был еще "Аль-Кайедой Ирака". Но это единственное отличие.

Проблема ИГИЛ и вообще радикального исламизма в Ираке заключается в несоответствии идеологии ваххабизма и местных традиционных верований. Иракцы в большинстве своем приверженцы иных богословских школ, чем жесткие салафиты, на основе учения которых и был создан ваххабизм. Для Ирака более характерен суфизм - и большинство баасистов, кстати, тоже являются приверженцами мистической версии ислама, что создает определенные проблему уже внутри самого ИГИЛ. Тем более к ваххабитам крайне недружелюбно относятся местные суннитские племена.

Это проблема не сегодняшнего дня. В начале 20 века именно в Ираке и Сирии была остановлена экспансия саудовских ихванов - религиозной ваххабитской гвардии Абдельазиза Аль-Сауда, основателя нынешней Саудовской Аравии. И именно потому, что свирепый радикализм ихванов был категорически неприемлем для сирийцев и иракцев.

Идеология ИГИЛ, основанная на радикальных политических воззрениях Абд Аль-Ваххаба, в корне противоречит традиционным уложениям Ирака, однако только ваххабизм может быть идеологией борьбы - и здесь ИГИЛ постоянно решает сложную систему уравнений, в которой он совмещает реальности с потребностями.

В 2007-2009 годах ИГИЛ вел масштабную подготовку к восстанию против багдадского правительства, но решить задачу силами только радикальных приверженцев ваххабизма было совершенно невозможно - просто в силу малого их количества. В итоге проблема была решена по-иракски изящно. Руководство ИГИЛ создало ситуацию, при которой само багдадское правительство стало поставлять в ряды будущего восстания огромные людские резервы.

Исламское государство развернуло в 2007-2009 годах масштабную террористическую войну в Ираке, нанося удары в первую очередь по шиитам. В ответ радикальные шиитские группировки и багдадское правительство развернули террор, близкий к геноциду, в отношении суннитского населения. Итогом этой террористической войны стало создание огромной массы суннитского населения, которое подверглось тотальному насилию со стороны шиитов - а значит, и стало той ресурсной базой, из которой ИГИЛ сумел зачерпнуть тот многотысячный людской резерв, ставший основой его боевой огранизации.

В последующем прием "Чем хуже - тем лучше" стал визитной карточкой ИГИЛ, который практически на пустом месте и с минимальными для себя усилиями провоцировал своих противников и создавал их руками своих сторонников и бойцов.

Сегодня ИГИЛ решает ту же самую задачу. Экспансия 14-15 годов сменилась регрессом и сокращением территорий. Что создало серьезные трудности в ресурсном обеспечении группировки, ориентированной в своей стратегии именно на экспансию. Движение - жизнь, а сегодня ИГИЛ не только не движется вперед, а даже сдает назад.

В такой ситуации для ИГИЛ масштабная гекатомба, в которую коалиция может превратить Мосул, выглядит крайне привлекательной - появятся новые сотни тысяч обездоленных, среди которых обязательно найдутся те, которым терять будет уже нечего, и они с оружием в руках станут новыми бойцами Халифата. А то, что Багдад привлекает в качестве команд зачистки шиитские карательные зондеркоманды так называемых "ополченцев", для ИГИЛ выглядит вообще праздником сердца. То, что творило зверье из этих группировок в Фаллудже, Тикрите, Рамади, обеспечило массовый приток новых кадров в ИГИЛ только в прошлом и этом году. Можно только догадываться о масштабах резни, которую устроят шииты в Мосуле - и это же станет мощным толчком для вербовки и привлечения новых боевиков в ряды ИГИЛ.

0 коммент.:

Отправить комментарий

Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.