понедельник, 26 сентября 2016 г.

11:47 Posted by Unknown No comments
Виталий Чуркин в ООН заявил, что возвращение к миру в Сирии является почти невыполнимой задачей.

Язык дан дипломату, чтобы скрывать свои мысли, но в данном случае Чуркин абсолютно прав. За недольшим дополнением - мирное решение сирийской проблемы отсутствовало с самого начала. Когда против страны развязана агрессия, любое мирное решение - это капитуляция. Безоговорочная или под условием - но капитуляция.

Россия несет свою долю (и весьма весомую) за то, что конфликт в Сирии не был погашен сразу и максимально жестко. Именно Россия выкручивала руки Асаду, заставляя идти его на бесконечные перемирия и переговоры, так что кивать на Запад в не совсем корректно - в деле расширения войны и ее формата мы плечом к плечу и не покладая рук помогали агрессору.

Год назад после нашего прямого включения в войну оставался шанс - причем достаточно неплохой - для решения локальной задачи: взятие под контроль западного участка границы с Турцией и создание мощной обороны в центре и на северо-западе Сирии. На это у Асада были силы, а помощь России позволяла в короткие сроки добиться нужного результата.

Шанс был упущен. Возобладала стратегия на распыление сил и решение одновременно многих задач, каждая из которых была в той или иной мере выполнимой, но для совместного их выполнения сил и ресурсов попросту не хватало. Военная помощь России чрезвычайно ограничена - наша армия продолжает пребывать в полуразгромленном состоянии, а умирающая российская промышленность не в состоянии количественно и качественно усилить возможности армии даже на локальном направлении - используются накопленные запасы и та военная техника, которая осталась еще от Советского Союза.

Теперь, через год, ресурсы Асада подорваны окончательно, и говорить об осмысленной военной политике уже не приходится - вся война превратилась в свалку и точечные столкновения, результат которых не влияет на общую картину.

Если слова Чуркина - не обычная риторика, а позиция российских властей, то из них следует два сценария действий. Первый - переосмыслить год войны и вернуться к первоначальной задаче достижения успеха на одном-единственном направлении, которое станет базой для возможных переговоров. При этом нужно понимать, что этот вариант означает расчленение Сирии на несколько враждебных территорий - но по крайней мере одну из них мы сможем защитить любое по продолжительности время, и на этой территории останется если не дружественный, но по крайней мере зависимый от России режим.

Второй сценарий - продолжение нынешнего формата нашего участия в войне. Он рано или поздно (скорее рано) приведет к полному исчерпанию сил Асада и неизбежному военному поражению режима. После этого мы окончательно теряем Сирию, и наш уход будет выглядеть, да собственно, и будет являться поражением. Учитывая скромное участие России в войне, военным это поражение назвать будет нельзя, но политически проигрыш станет очень громким. Наши СМИ, понятно, для внутреннего употребления изобразят совершенно иную картину, но весь остальной мир воспримет произошедшее однозначно.

В указанных двух сценариях нет одного - попыток добиться мира на переговорах. Эта возможность отсутствует напрочь. У сирийской проблемы есть только военное решение, но чем дальше - тем меньше масштаб этого решения и тем меньше шансов на него вообще.

Сирийская война (равно как и все предыдущие войны на территории Арабской весны) сформировали определенный (не очень большой) круг следящих за ней. В значительной мере эти люди похожи на футбольных фанатов - им интересен текущий процесс. Они просто болеют, глядя в телевизор, радуясь удачному пасу или удару по воротам. На них и направлена пропаганда, рассказывающая о каких-то грандиозных текущих достижениях. В реальности война не имеет победной перспективы вообще, а для нас она все больше и больше ведет к поражению. Но пока все продолжается в прежнем ключе, формат нашего участия и невнятность поставленных задач не позволяют надеяться на благоприятный исход.

И здесь Чуркин, конечно, прав - война становится единственным продолжением текущих событий. Долгая, почти бесконечная. До тех пор, пока численность населения Сирии и ее инфраструктурный потенциал не сократятся настолько, что территория утратит любую ценность даже для дикарей.

0 коммент.:

Отправить комментарий

Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.